Конкуренция, как она есть

Конкуренция повсюду, она заложена в нас природой. Это эволюционный механизм, позволяющий одним видам оказаться на вершине пищевой цепочки, а другим исчезнуть навсегда. В каком звене этой цепи будет ваш бизнес, решать только вам. Недооцениваете конкуренцию, либо считаете, что у вас просто нет конкурентов – скоро вас вытеснят более «эволюционно приспособленные» компании. В этой статье я покажу, насколько прочно в нас засел дух конкуренции, что подсознательно мы хотим стать лучше, конкурентоспособнее.

Что представляет собой конкуренция?

Сначала надо разобраться, что такое конкуренция и какие преимущества у нее есть. Конкуренцией называют борьбу производителей товаров, поставщиков и продавцов за лидерство. Каждый хочет быть первым на рынке, либо, хотя бы не отставать. Конкуренция повышает эффективность экономики. Это цивилизованная форма борьбы за выживание, способ стимулировать трудовой коллектив.

Почему, конкуренция – это хорошо:

  • она заставляет улучшать продукцию;
  • вы находите новые способы привлечения клиентов;
  • в процессе совершенствуются технологии производства;
  • она стимулирует повышение качества товара;
  • заставляет снижать расходы и цены;
  • вводит новые формы управления.

Наверняка вы слышали, как кто-то говорит: «У нас нет конкурентов». А, возможно, вы сами в это верите? Так вот, это совершенно неактуальный подход в современном мире. Конкуренция – это своеобразная игра, победитель в которой постоянно меняется, а проигравший всегда один – тот, кто пренебрегает игрой, не верит в конкуренцию.

Есть у этого понятия не только экономические, но и физиологические начала. Давайте разберем их на примерах.

Примеры конкуренции из повседневной жизни

Первое свидание – кому хочется выглядеть на нем плохо?

Маша познакомилась с молодым человеком на сайте знакомств. Он пригласил ее на свидание. Но Маша – не глупая, она понимает, что этот молодой человек общался на сайте и с другими девушками. Однако он ей интересен, а потому ее задача – произвести на него впечатление, завладеть его вниманием.

Маша готовится к свиданию, она не хочет выглядеть на нем плохо. У нее есть только один шанс понравиться молодому человеку. От того, насколько серьезно она отнесется к этому шансу, зависит успех. Маша в этой истории – бизнес (как бы грубо это не прозвучало), молодой человек – клиент бизнеса, а отношения – товар или услуга.

Чтобы заполучить клиента, надо быть как Маша, т.е. выкладываться на 110%. Если надеяться на то, что все само собой как-то случится, вы вернетесь на сайт знакомств и продолжите искать. Важно вовремя понять, как это работает, тогда сможете сделать свою «Машу» счастливой.

Не приходите на собеседование неопрятным!

Допустим, вы хотите получить новую работу. И готовитесь к собеседованию. Вы одеваетесь так, чтобы произвести впечатление. Вы изучаете информацию о новой компании. Вы готовитесь ответить на любые вопросы. Ведь вы знаете, что в зале ожидания помимо вас будут и другие кандидаты. Это ваши конкуренты на должность, выглядят они лучше, чувствуют себя увереннее, и, возможно, и подготовились получше. А значит, имеют больше шансов заполучить работу.

Аналогия тут очень прозрачная. Ваш бизнес – это сотрудник, который хочет увеличить свой доход. Новый начальник – это ваш покупатель. Другие люди в комнате – ваши конкуренты.

Шутите лучше, чтобы всем нравиться

В этой истории не будет прямых аналогий. Она покажет, что конкуренция есть в самых простых и понятных каждому вещах.

  • Вы состоите в компании знакомых или коллег.
  • Когда вы встречаетесь, один из парней/девушек (зависит от вашего пола) шутит смешнее.
  • Вы замечаете, как этот ваш человек нравится всем, к нему так и льнут, на него завистливо погладывают остальные.
  • Следующий шаг – вы тоже пытаетесь шутить, но выходит не так смешно.

Какие выводы можно сделать из этой ситуации? Что вы нравитесь друзьям меньше? Что тот друг-шутник лучше вас? Или что вам надо подучиться, прокачать свое чувство юмора?

Последний вариант выберут конкурентоспособные люди. Они не обидятся на друзей, не будут завидовать шутнику, не станут вставлять ему палки в колеса. Они станут лучше, найдут свое конкурентное преимущество, чтобы стать душой компании.

Как правильно конкурировать в жизни и бизнесе?

Существуют опробованные на практике методики конкуренции, которые следует применять не только в бизнесе, но и в жизни.

  1. Повышение качества товара или сервиса. Об этом мы говорили в ситуации с шутником, когда хочется выйти на уровень конкурента и приходится учиться лучше шутить или обзавестись новыми более привлекательными качествами. Данная методика относится к неценовой категории (стоимость товара или услуги не меняется).
  2. Снижение стоимости. Иногда достаточно сделать дешевле, чем у конкурентов, чтобы привлечь больше покупателей. Важно сохранить баланс между низкой ценой и выгодой, которую вы получаете от продажи. До сих пор очень часто используемая методика, которая иногда приносит свои результаты. Но сегодня демпинг не считается экологичным способов продаж и конкурирования.
  3. Уменьшение эксплуатационных затрат у потребителя. Данная методика подходит производителям. Они могут улучшить свой продукт таким образом, чтобы конечный пользователь меньше тратил на эксплуатацию и обслуживание. Однако такие изменения важно донести до человека, правильно о них рассказать.
  4. Использование конкурентных преимуществ. Идеально подходит к историям о собеседовании и первом свидании. Если вы знаете, в чем вы хороши, делайте упор на это. Так вы не только произведете впечатление, но и скроете возможные недостатки.

Ценовая конкуренция, затрагивающая изменение стоимости товара или услуги, подходит для проникновения на рынки с новыми товарами. Также она позволяет укрепить позиции компании при возникновении проблем со сбытом.

При неценовой конкуренции следует выдвигать на первый план повышенную (в сравнении с конкурентами) надежность, современный дизайн, расширенные функциональные возможности и прочее. Либо делайте упор на предоставлении большего количества услуг при обслуживании товара.

Главное правило применения любой методики – ее своевременность и широкое оповещение потребителей. Снижаете стоимость на товары – расскажите об этом всем. Вводите новый продукт с улучшенными характеристиками и почти не поднимаете цену – выставьте это на первый план. Важно доходчиво и открыто донести такую информацию до потребителя. Сам он ее искать не будет.

Подведем итоги

Конкуренция дана нам природой, она необходима для выживания вида. Конкуренция заставляет нас становиться лучше, совершенствовать свой продукт, находить новые способы привлечения покупателей. Она стимулирует рост качества товара, заставляет снижать расходы и искать новые формы управления. Здоровая конкуренция находит свое применение и в жизни. Например, при походе на первое свидание или на собеседование. Чтобы добиться успеха в бизнесе и в жизни, надо применять основные методики конкуренции: снижение стоимости, повышение качества товара или сервиса, снижение эксплуатационных затрат и упор на преимущества.