Ожидаемо = комфортно: принципы юзабилити сайта
Юзабилити, что в переводе означает «удобство использования» — это оценка простоты и удобства работы с сайтом. Пользователь должен легко и быстро обнаруживать необходимую информацию, и при этом желательно, чтобы ему работалось на ресурсе приятно и с удовольствием.
Почему соблюдение принципов юзабилити имеет такое важное значение? Потому что это влияет на основные аспекты работы сайта:
Конверсия
Грамотно спланированная навигация сподвигнет пользователя совершить действие, которое вы от него ожидаете: купить товар, заказать услугу, позвонить или написать, скачать прайс-лист и т.д. Структура и наполнение сайта должны помочь посетителю максимально быстро и легко сориентироваться, получить ответы на возникающие вопросы и испытать желание задержаться на ресурсе.
Посещаемость
Пользователь, вернувшийся на сайт повторно, — это даже более ценный клиент, чем новые посетители. А для того, чтобы он вернулся, необходимо сделать ресурс доступным для пользователя во всех отношениях. Навигация, дизайн, тексты должны быть удобными и понятными. Ввиду огромного выбора сегодняшнему потребителю нет необходимости разбираться во всех хитростях функционирования вашего сайта, проще найти что-то более доступное и подходящее.
Анализ удобства работы с сайтом весьма значим для того, чтобы откорректировать недоработки ресурса и увеличить продажи.
Принципы юзабилити интернет-ресурса
Главный принцип юзабилити сайта, который определяет все действия по организации ресурса: чем проще — тем лучше.
Чем более привычным для восприятия будет интерфейс, чем более понятной структура, чем легче будет ориентироваться пользователю на сайте, тем выше вероятность, что он задержится именно на вашем ресурсе и совершит повторный визит.
-
Дизайн — «встречают по одежке»
Если вам хочется создать супер оригинальный дизайн, остановите себя – это не лучшее решение. Не перегружайте визуал большим количеством элементов и цветов. Обилие контрастов и разнообразной графики мешает восприятию информации.
Например, ссылки в тексте лучше делать стандартного цвета — синего. Не запрещается использовать и другие акцентирующие цвета, но в таком случае пользователь потеряет время на лишние поиски.
Еще один существенный фактор: профессионально выверенный экстерьер сайта — гарантия доверия со стороны пользователя. Доступность и удобство использования сайта, правильные цветовые комбинации, поддержание одного стиля, качество контента — все это оказывает непосредственное влияние на отношение к ресурсу.
-
Контент – четкость и последовательность
Помните о главном принципе. Пользователю должно быть всё понятно на вашем сайте – как форма, так и содержание. Структура текста, его оформление, информативность, последовательность, отсутствие ошибок — на все эти моменты необходимо обращать внимание при создании текстов.
Не так важна длина страницы, как продуманная структура текста, акцентирование на важных частях, выделение ключевых моментов, логическая стройность повествования.
-
Место для самого важного
Посетители просматривают страницу сайта по определенной схеме, то есть внимание обычно концентрируется на верхнем левом углу и на первых абзацах текста.
Поэтому есть установленные гайдлайны, когда, например, лого лучше расположить в левом верхнем углу (как делают все), а не стараться создать супер оригинальный дизайн. Потому что пользователю так удобнее, понятнее и, как следствие, комфортнее оставаться дольше на вашем сайте.
-
Приметное поле поиска
Строка поиска должна бросаться в глаза, чтобы пользователь не потратил на ее поиски ни секунды.
Еще одна существенная деталь — длина поля поиска. По результатам исследований Якоба Нильсена, известного специалиста по юзабилити, оптимальный размер поля — 27 символов. В подавляющем большинстве случаев там уместится даже длинный запрос, который пользователь сможет полностью увидеть и исправить при необходимости.
-
Отмена действия
У каждого посетителя вашего сайта должна быть возможность передумать – удалить или откорректировать заказ, изменить способ оплаты или доставки и прочее. В этом также заключается удобство сайта.
-
Коммуникация
У каждого посетителя вашего сайта должна быть возможность получить любую информацию и разъяснения во всех подробностях. Как зарегистрироваться, как оформить заказ, где найти нужные сведения – не должно быть пробелов и вопросов без ответов.
Большие цветные всплывающие окна с номером телефона и предложением помощи раздражают пользователя и отвлекают от основной цели визита. Поэтому стоит задуматься о целесообразности их использования, об их размерах и оформлении. Кроме того, окно помощи должно легко скрываться, поэтому значки закрытия нужно делать четко различимыми.
-
Постоянство – залог успеха
Это касается названий, разделов меню, вида кнопок и их расположения. Когда всё находится на своих местах, пользователю проще ориентироваться. Глобальные изменения заставляют его тратить намного больше времени на привычные действия, а перед этим – на изучение нового оформления, что приводит к раздражению и разочарованию.
Поэтому, решив обновить сайт, не подвергайте своих пользователей шоковой терапии — трансформации должны быть планомерными и не менять очень сильно привычную структуру.
-
Всё видно – всё понятно
Выигрышные решения оформления сайта для легкой ориентации посетителей:
- если много контента — горизонтальное верхнее и вертикальное меню, возможно, с подразделами,
- если одностраничный сайт — верхнее горизонтальное меню,
- если много категорий — пункт «Карта сайта» и навигационная цепочка в верхней части блока контента.
-
Чувство меры во всём
В желании облегчить жизнь пользователя, обеспечив его всей необходимой информацией, главное – не переусердствовать. Если страница будет перенасыщена полезными блоками, практическими рубриками, сносками и иной информацией — посетитель растеряется и не сможет правильно сориентироваться. Актуальный дизайн характеризуется минимализмом: на странице — только самое значимое.
Помните: удобство работы с сайтом для пользователя = залог вашего успеха. Поэтому анализ юзабилити сайта – это одна из ваших главных и первостепенных задач.